Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ГУР, уч..doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Глава 14. Становление советской государственности 319

или коммунистического не было в главных лозунгах большеви­ков «земля и мир». Как точно подметил П. Б. Струве, вплоть до Первой мировой войны «сутью большевизма была вовсе не не­медленная социальная революция, а тактическое обострение воз­можностей в России политической революции». Война, впервые в истории в такой мере и в таких масштабах захватившая народ­ные массы, воскресила отмиравшую до войны, по мнению Стру­ве, в силу естественной эволюции концепцию насильственного изменения социального строя, концепцию социальной револю­ции, расширенной затем большевиками «до мирового или плане­тарного масштаба»1. Большевики лучше других сумели учесть психологию и инстинкты народных низов и использовать их в своих целях. Это было сделать тем более несложно, поскольку односторонне направленная социальная политика старого строя в течение длительного времени смогла воспитать в массах на­клонность оказывать доверие тем, кто умел прикрывать свои за­мыслы наиболее резким осуждением существующей власти.

В современной литературе уже обращалось внимание на то обстоятельство, что и сами большевистские лидеры в первое вре­мя (по крайней мере до поражения на выборах в Учредительное собрание и его созыва) не считали произведенную ими револю­цию социалистической. Известно, что первое большевистское правительство (Совнарком), составленное из членов одной пар­тии, первоначально называлось Временным рабоче-крестьянским правительством, осуществляющим власть до созыва Учредитель­ного собрания. Считалось, что революция еще не прошла до конца буржуазную стадию, она является развитием и углублени­ем Февральской демократической революции. Поэтому неудиви­тельно, что в первые месяцы нахождения большевиков у власти очень редко употреблялись такие понятия, как «социалистиче­ский», «социализм», чаще использовались определения «револю­ционная законность», «демократическое правительство» и т. п. В принятом II Всероссийским съездом Советов Декрете о земле также говорилось, что окончательно земельный вопрос может быть решен лишь Учредительным собранием.

Кроме того, большинство лидеров большевистской партии и сам Ленин не считали возможным победу социализма в одной отдельно взятой стране и связывали свои надежды с мировой пролетарской революцией, с приходом к власти европейского ра­бочего класса, который затем окажет государственную поддержку молодой Советской республике. Ленин неоднократно повторял в своих статьях первых лет советской власти мысль о том, что большевики взяли власть в надежде на мировую революцию.

1 Струве П. Б. Капитализм и социализм // Россия и славянство. 1931 17 ок-тября.

320 Раздел V. Особенности советской государственности

Самым сложным и не исследованным вопросом револю­ции 1917 г., как это ни покажется странным, является вопрос об отношении большевиков к Советам и связанной с ними совет­ской модели демократии, рожденной творчеством народных масс уже в период первой русской революции. В СССР эта тема, не­смотря на огромное число изданной литературы, трактовалась весьма упрощенно и тенденциозно в соответствии с официаль­ной идеологической доктриной. Утверждалось, что партия боль­шевиков, выдвинувшая лозунг «Вся власть Советам!», после при­хода к власти последовательно развивала идею советской демо­кратии, видя в Советах органы народной власти и возможность перехода к прямой демократии путем вовлечения через советские органы большей части народа в управление государством. На са­мом деле все обстояло не так просто.

Как отмечает С. А. Морозов, впервые попытавшийся объек­тивно рассмотреть советскую организацию власти как националь­ную модель демократии, уже в ходе революции 1905—1907 гг. Ле­нин сформулировал взгляд на Советы как на «органы всесослов­ного альтернативного политического управления». В отличие от меньшевиков, видевших в Советах органы «рабочего самоуправ­ления», Ленин, исходя из сформулированной им теории перерас­тания буржуазно-демократической революции в революцию со­циалистическую, считал, что Советы должны служить «коалици­онным органом политического управления на пути к парламентской социалистической республике»1. В противовес этому меньшевики и эсеры стремились опираться на политиче­ский опыт Западной Европы, отстаивая идею парламентской рес­публики. Политическим идеалом кадетской партии, как мы уже говорили, была парламентская конституционная монархия бри­танского типа. В свою очередь, императорское правительство под натиском общественного движения попыталось реализовать фор­му правления в виде думской монархии. Однако созданная в ходе первой русской революции конституционная система ока­залась крайне неустойчивой прежде всего потому, что «не имела никакой вертикали в провинции», крайне слабыми были и ре­гиональные партийные организации2.

После Февральской революции 1917 г. Советы становятся наиболее распространенной формой организации народной демо­кратии, постепенно превращаясь в важный элемент политическо­го управления в стране. Они создавались как в губернских, так и в уездных городах. Существовали как объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, к которым в ряде случаев при­соединялись крестьянские депутаты, так и самостоятельные

' Морозов С. А. Культура политического управления. Краснодар, 1999. С. 136—137. 2 Там же. С. 140.