Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ГУР, уч..doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Глава 9. Новый этап рационализации государственного управления 205

«0 порядке приема в службу шляхетских детей и увольнения от оной» был лишь изменен срок службы дворян, который теперь ограничивался 25 годами (сами дворяне настаивали на 20-летнем сроке). Кроме того, дворянство получило возможность начинать службу не с рядовых солдат, как это было заведено при Петре I. С этой целью в 1731 г. учреждается специальный «Сухопутный шляхетский корпус», его выпускники получают право сразу про­изводиться в офицеры, «не быв в солдатах, матросах и других нижних чинах».

В 1737 г. с целью улучшения подготовки чиновников был создан институт юнкеров при Сенате и коллегиях. Согласно ут­вержденным Кабинетом министров правилам приема дворян в коллегии юнкеров, дабы получить навык в делах государствен­ного управления, юнкера должны были обучаться два раза в не­делю грамматике, арифметике, математике, геодезии, географии, латыни. В правление императрицы Елизаветы Петровны этот список пополнили история, французский и немецкий языки. После пятилетнего обучения юнкера производились из нижних должностей копиистов и канцеляристов в секретари. При Елиза­вете Петровне дворянство, получив ряд новых привилегий (огра­ничение срока действительной службы в полках 10—12 годами, некоторые имущественные привилегии), приобрело более широ­кие возможности для получения образования. Этому способство­вало открытие в 1755 г. Московского университета, в стены ко­торого допускались и лица непривилегированных сословий, окончившие учрежденные тогда же гимназии (при Московском университете и в Казани).

Одновременно правительство стремилось отделить потомст­венное дворянство от других низших слоев населения путем его обособления и освобождения от «пришлых элементов». Лица, по­лучившие личное дворянство своей службой, лишались возмож­ности пользоваться льготами потомственного дворянского класса, им запрещалось покупать людей и деревни. Из дворянской сре­ды выводились люди, чье дворянское происхождение вызывало сомнение. С 1756 г. был принят ряд постановлений Сената, уста­навливавших, что в дворянские списки могут быть внесены толь­ко лица, доказавшие свое дворянское происхождение.

Все эти изменения в положении дворянства в целом тем не менее не меняли установленного со времен Петра I характера комплектования государственного аппарата. Дворяне по-прежне­му обязаны были служить, как и прежде, подавляющая часть чи­новников либо рекрутировалась из дворянского сословия, либо приобретала дворянство в результате государственной службы, что изначально придавало российской бюрократии ярко выра­женный сословный характер. Ситуация стала меняться только во второй половине XVIII в., когда, встав у власти, Екатерина II

206 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации

специальной «Грамотой на права, вольности и преимущества бла­городного российского дворянства» (1785 г.) подтвердила положе­ния изданного Петром III Манифеста о вольности дворянства (январь 1762 г.), освобождавшего дворян от обязательной госу­дарственной службы.

Трудно сказать, что заставило императрицу пойти на этот рискованный шаг, в перспективе создававший одну из самых острых проблем для русского государства — проблему кадрового обеспечения гражданской и особенно военной службы, с чем вскоре пришлось столкнуться Александру I. Возможно, Екатери­на II поддалась общему настроению в среде дворянства, которое стремилось стряхнуть с себя бремя обязательной государственной службы. Не исключено, что этот шаг был продиктован искрен­ним стремлением императрицы хоть что-то изменить в характере государственного строя в России, своей тотальной регламентаци­ей вызывавшего справедливую критику прогрессивной европей­ской общественности, чье мнение Екатерина II не могла не учи­тывать. Представляет интерес точка зрения, согласно которой, подтвердив освобождение дворян от обязательной службы, Екате­рина II тем самым хотела освободиться от опеки дворянства (ведь она, так же как и ее предшественницы, во многом была обязана ему своим приходом к власти), делала ставку на форми­рование профессиональной бюрократии в России, лично завися­щей от воли монарха.

Но, даровав жалованную грамоту дворянству, Екатерина II исходила не только из конъюнктурных соображений. Как про­свещенный монарх она понимала необходимость наделения ос­новного сословия России не только привилегиями, но и юриди­чески закрепленными личными правами и обязанностями. Под­твердив все владельческие права дворянства на наследственные и вновь приобретаемые имения и превратив дворянство в гос­подствующее сословие, обладавшее монопольным правом на вла­дение, пользование и распоряжение землей и ее недрами, Екате­рина II впервые в истории России попыталась создать условия, обеспечивающие защиту личности дворянина и неприкосновен­ность прав собственности. Отныне личность дворянина была за­щищена законом, его нельзя было наказать кроме как по реше­нию суда, телесные наказания дворян также запрещались. В пер­спективе это вело к формированию в России правового пространства (пока только для одного сословия), гарантирующего права личности, воспитывало в русском дворянстве чувство соб­ственного достоинства и, в конечном счете, приучало власть ува­жать личность, права которой были унижены и попраны всеми предшествующими правлениями. Именно на эту главную заслугу Екатерины II указывал А. И. Герцен, когда писал, что благодаря