Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ГУР, уч..doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Глава 14. Становление советской государственности 325

Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, легшую затем в основу первой советской конституции. На съезде про­изошло окончательное объединение Советов рабочих и солдат­ских депутатов с Советами крестьянских депутатов и был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров. Формально победителем оказался левый блок большевиков и поддержавших их левых эсеров. В то же время объявление войны Учредительному собранию, а значит и партиям, которые его поддерживали, было чревато началом гражданской войны в России, о чем предупреждали Ленина не только его противники, но и сторонники.

Однако большевики уже сделали первый шаг в этом направ­лении и готовы были сделать второй. Понимая неустойчивость своего положения в крестьянской стране и имея явное мень­шинство в Советах крестьянских депутатов, они решили вопре­ки своим теоретическим установкам подстегнуть события и осу­ществить «социалистическую революцию в деревне», тем самым окончательно ввергая страну в пучину гражданской войны. В марте 1918 г. был объявлен «крестовый поход» пролетарских продотрядов в деревню, в ходе которого была осуществлена частичная экспроприация зажиточных некоммунистически ори­ентированных крестьян («раскулачивание»), которым противо­поставлялись беднейшие слои крестьянства (сельский пролета­риат). Следующим этапом «завоевания» деревни стало создание декретом от 11 июня 1918 г. комитетов бедноты, представляв­ших собой органы чрезвычайной власти, большевистской дикта­туры на селе, которые учреждались параллельно Советам кре­стьянских депутатов. Начавшееся вскоре после этого изгнание из Советов всех уровней депутатов-социалистов (декрет ВЦИК от 14 июня 1918 г.) и окончательный разрыв с левыми эсерами после организованного ими 6 июля вооруженного антиправи­тельственного мятежа означали окончательное поражение совет­ской модели демократии и установление фактической диктатуры большевистской партии1.

Первая советская конституция и формирование новой системы государственного управления

Союз с левыми эсерами, обеспечивший большевикам победу над Учредительным собранием, оказался, как видно из вышеска­занного, недолговечным. Не признав решение IV съезда Советов (март 1917 г.) о ратификации Брестского мира с Германией, ле­вые эсеры вышли из правительства. 6 июля того же года они

' Морозов С. А. Указ. соч. С. 148-149.

326 Раздел V. Особенности советской государственности

подняли мятеж против большевиков, подавленный при активном участии делегатов работавшего 4-10 июля V Всероссийского съезда Советов. Съезд принял Конституцию РСФСР, которая юридически закрепила новую систему государственной власти и управления, сложившуюся в России к середине 1918 г. С при­нятием первой советской Конституции анонимное рабоче-кресть­янское правительство перестало быть временным и превратилось в правительство диктатуры пролетариата. Согласно Конституции Российская Советская Республика учреждалась «на основе сво­бодного союза свободных наций как федерация советских нацио­нальных республик».

Следует заметить, что у большевиков не было особенно боль­шого уважения к конституционным формам правления, которым они предпочитали противопоставлять формы прямого революци­онного действия. Достаточно вспомнить известную дискуссию между Лениным и Г. В. Плехановым, относящуюся к периоду первой русской революции. Первый русский марксист упрекал тогда Ленина за недооценку им значения зарождавшегося в Рос­сии конституционного строя и несдержанность в критике кон­ституционных взглядов, которые лидер большевиков называл не иначе как «конституционными иллюзиями». Сказанное в полной мере можно отнести к начальному этапу строительства советско­го государства, для которого было особенно характерно острое противостояние противоборствующих в революции сил, что из­начально обусловило приоритет классового интереса над правом. Кроме того, если учесть господствующую в то время среди боль­шевиков установку на мировую революцию, можно предполо­жить, что первая советская Конституция была, скорее всего, рас­считана на переходный период (переход к мировой революции) и поэтому не имела для большинства членов партии какого-то принципиального значения. Характерно, что в статьях Ленина тех лет сюжеты, связанные с конституцией, практически отсутст­вуют. Лидер большевиков больше был занят вопросом, как со­хранить власть в руках большевистской партии, и эта задача яв­лялась для него первостепенной.

Обращает на себя внимание классовая направленность содер­жания Конституции 1918 г. — она не признавала равенства прав граждан, так как ее составители считали, что это невозможно в классовом обществе. По мысли авторов Конституции, цель диктатуры пролетариата — не в установлении формального равен­ства, характерного для парламентских буржуазных демократий, а в ликвидации классовой эксплуатации и классового неравенст­ва. В связи с этим по Конституции 1918 г. представители рабоче­го класса имели преимущество в избирательных правах перед крестьянами (один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян), не говоря уже о так называемых «нетрудовых